Налоговые проверки 2023
1
Какие плательщики рискуют попасть в план выездных налоговых проверок?

Федеральной налоговой службой (ФНС) России утверждены следующие документы:
  • Концепция системы планирования выездных налоговых проверок;
  • Общедоступные критерии для самостоятельной оценки налогоплательщиками своих рисков.
Такие критерии используются налоговыми органами при выборе плательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Один из таких критериев включает налоговую нагрузку и показатели рентабельности реализованных товаров, работ, услуг, продукции, а также рентабельность активов. На веб-сайте налоговой службы опубликованы эти показатели по различным видам экономической деятельности за 2022 год.
Путем сопоставления своих показателей с предоставленными данными ФНС России, налогоплательщики могут оценить вероятность проведения выездной налоговой проверки.

Налоговая нагрузка рассчитывается путем деления суммы уплаченных налогов на оборот (выручку) организации. Рентабельность проданных товаров, работ, услуг, продукции определяется как отношение финансового результата от их продажи к себестоимости с учетом коммерческих и управленческих расходов. Рентабельность активов вычисляется как отношение финансового результата к стоимости активов организации.

Вероятность включения в план проверок возникает в случае, если:
  • налоговая нагрузка организации ниже среднего уровня в отрасли;
  • показатели рентабельности организации, согласно бухгалтерскому учету, значительно отклоняются от среднеотраслевых значений.
Например, значительное отклонение в налоге на прибыль составляет уменьшение на 10% и более.

В России планы выездных налоговых проверок разрабатываются налоговыми органами с учетом различных факторов. Некоторые категории плательщиков налогов могут быть подвержены повышенному риску проверки. Вот несколько основных факторов, которые могут повысить вероятность попадания в план выездных налоговых проверок в РФ:
Крупные и сложные предприятия: большие компании с обширной структурой, множеством филиалов или дочерних предприятий, а также компании, ведущие деятельность в отраслях с высоким уровнем риска налоговых правонарушений, могут быть выбраны для проведения выездной налоговой проверки.
Предприниматели с сомнительными операциями: если предприниматель проводит сомнительные операции, такие как непрозрачные сделки, множественные договоры с контролируемыми организациями или налоговые схемы, налоговые органы могут проявить интерес к такому плательщику и провести проверку.
Высокий уровень налогового риска: если плательщик имеет высокий уровень налогового риска, например, связанный с налоговыми спорами, налоговыми задолженностями, предоставлением неполной или некорректной отчетности, это может стать основанием для проведения выездной налоговой проверки.
Частые изменения в налоговой отчетности: Постоянные изменения в налоговых декларациях или частые поправки в отчетности могут привлечь внимание налоговых органов и стать поводом для проверки.
Сигналы от других контролирующих органов: если другие контролирующие органы предоставляют информацию, вызывающую подозрения налоговых органов относительно налогового поведения плательщика, это может привести к проведению выездной налоговой проверки.
Информация от сторонних источников: Налоговые органы могут использовать информацию, полученную из открытых источников, заявлений третьих лиц или даже анонимных жалоб, чтобы определить плательщиков с повышенным риском.
Это лишь некоторые общие факторы, которые могут повлиять на вероятность попадания в план выездных налоговых проверок в РФ. Конкретные критерии и правила могут быть уточнены в законодательстве и нормативных актах РФ, связанных с налогообложением и налоговым контролем.

2
Когда взаимозависимость может стать поводом для проверки?
Взаимозависимость между плательщиками может стать одним из факторов, который привлечет внимание налоговых органов и может стать поводом для проведения налоговой проверки. Взаимозависимость может возникать в следующих ситуациях:

Связанные лица: если плательщик имеет связь с другими юридическими или физическими лицами, такими как дочерние или материнские компании, сестринские компании, аффилированные лица или близкие родственники, это может привлечь внимание налоговых органов. Такие связи могут создавать возможность для налоговых злоупотреблений, таких как передача доходов или активов между связанными лицами с целью уклонения от налогообложения.

Группа компаний: если плательщик является частью группы компаний, налоговые органы могут заинтересоваться возможными трансфертными ценами и внутригрупповыми операциями. Такие операции могут быть предметом налоговых расследований для обнаружения потенциальных налоговых уклонений или искусственного перераспределения прибыли внутри группы компаний.

Операции с нерезидентами: если плательщик осуществляет операции с нерезидентами, такие как международная торговля или предоставление услуг, налоговые органы могут быть заинтересованы в проверке соблюдения налоговых обязательств, включая корректное определение цен трансфера.

Контролируемые иностранные компании: если плательщик имеет контролируемые иностранные компании (controlled foreign companies, CFC), налоговые органы могут проводить проверки, чтобы убедиться в соответствии с налоговыми обязательствами, связанными с CFC. Это может включать раскрытие информации о доходах, активах и финансовых операциях, связанных с CFC.

Налоговые схемы и структуры: если плательщик использует сложные налоговые схемы или структуры, которые могут создавать риск налоговых злоупотреблений или уклонения от уплаты налогов, налоговые органы могут провести проверку для выявления таких практик.

Взаимозависимость сама по себе не является основанием для проведения проверки, но может служить сигналом для налоговых органов о возможных рисках или налоговых правонарушениях. Налоговые органы применяют риск-ориентированный подход, основанный на различных факторах, для выбора плательщиков для налоговых проверок.
Наличие взаимозависимости между налогоплательщиками не является основанием для проведения выездной налоговой проверки, поскольку само по себе оно не является налоговым правонарушением.
Кроме того, применение различных режимов налогообложения, включая льготные или специальные режимы, также не служит поводом для проверки. Такой способ ведения бизнеса не рассматривается как риск налоговых правонарушений.

Однако, основания для проведения проверки могут возникнуть, если аффилированные лица используют схемы организации бизнес-процессов, которые предусматривают комплексное взаимодействие в определенной сфере деятельности и достижение общего финансового результата. В этом случае возможны риски дополнительного налогообложения в связи с незаконной налоговой оптимизацией, используя так называемое «дробление бизнеса» - создание организационной структуры, включающей формально независимых участников, применяющих специальные режимы налогообложения.
Таким образом, налоговая проверка не будет проводиться только на основе взаимозависимости между налогоплательщиками или использования различных режимов налогообложения, но возможны проверки в случаях, когда использование организационных схем и специальных режимов может привести к налоговым правонарушениям.
3
Вправе ли ИФНС истребовать документы по контрагенту для предпроверочного анализа?
Налоговые органы, включая инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС), имеют право истребовать документы и информацию от налогоплательщиков для предпроверочного анализа. Это основано на положениях налогового законодательства РФ.

Согласно статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы имеют право потребовать представления необходимых для проведения налогового контроля документов и информации от налогоплательщика, его контрагентов, банков, организаций и физических лиц. Это включает данные о хозяйственных операциях, финансовом состоянии, налоговых расчетах и других сведениях, необходимых для проверки налогового исполнения.

Таким образом, ИФНС вправе требовать предоставления документов по контрагентам для предпроверочного анализа налогового исполнения налогоплательщика. Это может включать информацию о сделках, договорах, финансовых отчетах и других документах, связанных с хозяйственной деятельностью и налогообложением.

Важно отметить, что налоговые органы должны соблюдать процедуры и требования, установленные законодательством, при истребовании документов и информации. Право требования документов не освобождает налоговые органы от необходимости соблюдать конфиденциальность и обязанность соблюдать гарантии прав и законных интересов налогоплательщика.

В этом контексте 1СПАРК РИСКИ становится ценным инструментом, предоставляющим компаниям возможность более тщательно исследовать и анализировать своих потенциальных партнеров и контрагентов. Система позволяет получать информацию о финансовом состоянии, платежной дисциплине, налоговых рисках и других релевантных факторах, связанных с деловой репутацией и надежностью контрагентов.

Свяжитесь с нами для получения консультации по продукту!

Команда "Оптимальные Алгоритмы"
Продукты и услуги 1С
Напишите и получите консультацию
Автоматизируйте бизнес-процессы с нами