С 1 сентября 2023 года вводится маркировка новых товаров

В России функционирует система идентификации и прослеживаемости продукции, известная как «Честный Знак». Она применяется не ко всем товарам, а лишь к тем, в отношении которых Правительство приняло решение о внедрении обязательной маркировки.

Суть данной системы заключается в том, что на каждый отдельный товар наносится специальный код Data Matrix, который позволяет осуществлять его отслеживание. Этот код может быть размещен на этикетке, упаковке или самом товаре. Покупатели вправе сканировать и проверять данный код с использованием специального приложения, что дает им уверенность в том, что они приобретают подлинный продукт и избегают покупки поддельной продукции.

Код маркировки наносится на товар до его выпуска на рынок.
Сроки обязательной маркировки в системе «Честный Знак» указаны в распоряжении от 28.04.2019 № 792-р. А подробные правила и этапы маркировки для шести товарных групп определены в отдельных постановлениях. Давайте рассмотрим более подробно.
1
Маркировка безалкогольных напитков и соков.
Среди продукции, подлежащей обязательной маркировке, включены следующие категории:
  • Безалкогольные напитки, в том числе газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих веществ, соки и вкусоароматические вещества;
  • Напитки, изготовленные на основе растительного сырья;
  • Фруктовые и ягодные компоты (за исключением тех, которые содержат целые плоды фруктов и ягод);
  • Квас;
  • Морсы;
  • Фруктовые и ореховые соки, а также овощные соки, которые не подвергаются процессу брожения и не содержат добавок спирта (включая кокосовую воду), с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ.

Исключение из данного перечня составляют продукты питания, предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания, а также продукты, предназначенные для употребления спортсменами, беременными и кормящими женщинами. Кроме того, из перечня исключаются концентраты и замороженные соки.

Перечень видов напитков (соков), а также правила маркировки этой продукции были утверждены Постановлением Правительства РФ № 887 от 31 мая 2023 года.

Участники оборота таких товаров обязаны представить следующие данные в систему мониторинга:
1. Заявление на регистрацию в системе мониторинга — с 1 сентября 2023 года.
2. Информацию о маркировке и введении в оборот безалкогольных напитков с кодами по ОКПД 2: 11.07.19.131, 11.07.19.132, 11.07.19.134, 11.07.19.135, 11.07.19.136, 11.07.19.121, 11.07.19.190, 10.86.10.233, 10.86.10.245, 10.32.22, упакованных:
a. в стеклянную или полимерную потребительскую упаковку — с 5 ноября 2024 года;
b. в банки, включая алюминиевые — с 1 марта 2024 года.
3. Информацию о выводе из оборота таких напитков — с 1 марта 2025 года.
4. Информацию о маркировке и введении в оборот соков, упакованных в потребительскую упаковку (за исключением вышеуказанных случаев) — с 1 июня 2024 года.
5. Информацию о выводе из оборота соков представляют с 1 марта 2025 года.
Товары, не маркированные и находившиеся в обороте, произведенные или ввезённые в Россию до начала передачи сведений о маркировке, могут продаваться до истечения их срока годности.
Те, кто участвовали в эксперименте по маркировке таких напитков (соков) на 31 августа 2023 года, автоматически считаются зарегистрированными в системе мониторинга.

2
Маркировка БАД к пище
Система маркировки введена для пищевых добавок (БАД) с кодами по ОКПД 2, указанными в пункте «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ № 886 от 31 мая 2023 года (при наличии действующего свидетельства о госрегистрации, выданного на БАД в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 80 от 30 июня 2017 года).
В этом же документе утверждены Правила маркировки данной продукции.

Участники оборота таких пищевых добавок обязаны предоставлять следующие данные в систему мониторинга:
1. Заявление на регистрацию в системе мониторинга — с 1 сентября 2023 года.
2. Информацию о маркировке и введении в оборот — с 1 октября 2023 года.
3. Информацию о выводе из оборота пищевых добавок — с 1 марта 2024 года.
4. Информацию о текущем обороте пищевых добавок — с 1 мая 2024 года.

Пищевые добавки, которые находились в обороте на 1 октября 2023 года и были произведены (ввезены в Россию) до 30 сентября 2023 года (включительно) без маркировки, могут продаваться до истечения их срока годности.
3
Маркировка детской воды
Детская вода с кодом ОКПД 2 - 10.86.10.310 подлежит маркировке.
Правила маркировки данной продукции были утверждены Постановлением Правительства РФ № 841 от 31 мая 2021 года (в последней редакции согласно Постановлению Правительства РФ № 834 от 27 мая 2023 года).

Участники оборота данной воды обязаны предоставлять следующие данные в систему мониторинга:
1. Информацию о маркировке и введении в оборот — с 1 октября 2023 года.
2. Информацию о текущем обороте и выводе из оборота — с 1 марта 2024 года.
Немаркированные остатки воды, произведенные или ввезенные в Россию до начала передачи сведений о маркировке, могут продаваться до истечения их срока годности.
4
Маркировка антисептиков
Маркировка введена для следующих товаров:
  • Парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук и имеющая заявленное в маркировке антимикробное действие, с кодом ОКПД 2 - 20.42.15.
  • Кожные антисептики - дезинфицирующие средства, с кодом ОКПД 2 - 20.20.14.000.
Правила маркировки данных товаров были утверждены Постановлением Правительства РФ № 870 от 30 мая 2023 года.
Участники оборота таких товаров обязаны предоставлять следующие данные в систему мониторинга:
1. Заявление на регистрацию в системе мониторинга — с 1 сентября 2023 года.
2. Информацию о маркировке и введении в оборот — с 1 октября 2023 года.
3. Информацию о выводе из оборота товаров — с 1 марта 2024 года.
4. Информацию о текущем обороте товаров — с 1 мая 2024 года.
Остатки парфюмерно-косметической продукции, находившиеся в обороте на 1 октября 2023 года, а также остатки кожных антисептиков, введенные в оборот до 30 сентября 2023 года, и не маркированные, могут продаваться до 30 сентября 2024 года.
5
Маркировка медицинских изделий
Введена обязательная маркировка для следующих медицинских изделий:
  • Обеззараживателей-очистителей воздуха, включая оборудование, бактерицидные установки и рециркуляторы, применяемые для фильтрации и очистки воздуха в помещениях;
  • Ортопедической обуви и вкладных корригирующих элементов для ортопедической обуви, включая стельки и полустельки;
  • Аппаратов слуховых (за исключением частей и принадлежностей), коронарных стентов, компьютерных томографов, а также санитарно-гигиенических изделий, используемых при недержании.

Правила маркировки данной продукции утверждены Постановлением Правительства РФ № 894 от 31 мая 2023 года.
Участники оборота таких товаров обязаны предоставлять следующие данные в систему мониторинга:
1. Заявление на регистрацию в системе мониторинга — с 1 сентября 2023 года.
2. Информацию о маркировке и введении в оборот для первых двух групп товаров — с 1 октября 2023 года, для третьей группы товаров — с 1 марта 2024 года.
3. Информацию о выводе из оборота товаров — с 1 сентября 2024 года.
4. Информацию о текущем обороте товаров — с 1 сентября 2025 года.
Остатки товаров без маркировки можно продавать до истечения их срока годности, или же остатки можно промаркировать (предоставив данные в систему мониторинга) до 31 августа 2024 года.
6
Маркировка кресел-колясок
Обязательная маркировка применяется к медицинским изделиям, конкретно к креслам-коляскам, которые имеют действующее регистрационное удостоверение и соответствуют кодам по ОКПД 2: 30.92.20.000, 32.50.50.190, 30.99.10.190. Это включает в себя как ручные коляски (без механических устройств для передвижения), так и электрические, а также другие коляски, оснащенные двигателем или механическими устройствами для передвижения.
Правила маркировки данной продукции были утверждены Постановлением Правительства РФ № 885 от 31 мая 2023 года.
Участники оборота таких товаров обязаны предоставлять следующие данные в систему мониторинга:
1. Заявление на регистрацию в системе мониторинга — с 1 сентября 2023 года.
2. Информацию о маркировке и введении в оборот — с 1 октября 2023 года.
3. Информацию о текущем обороте и выводе из оборота товаров — с 1 сентября 2024 года.
Остатки товаров на 1 октября 2023 года, которые были произведены (или ввезены) до 30 сентября 2023 года (включительно) и не маркированы, могут продаваться до 31 августа 2024 года.

С 1 сентября 2023 года введен новый плановый эксперимент, который позволяет участникам оборота добровольно принять участие в проверке подтверждения безопасности продукции в системе маркировки. Этот эксперимент касается упакованной воды, обуви, духов и туалетной воды, а также шин и покрышек.
Суть эксперимента заключается в том, что каждый товар, который промаркирован, будет иметь связанный с ним сертификат соответствия. Это предотвратит возможность введения в оборот большей партии товара, чем указано в соответствующих документах.
Участие в этом эксперименте поможет разработать удобные механизмы, которые не будут создавать дополнительной нагрузки на продавцов и производителей товаров.
Фирма «1С» разработала интеграцию маркировки «Честный Знак» с программными продуктами на платформе 1С:Предприятие. Это сокращает время и затраты на маркировку и контроль качества товаров. Интеграция обеспечивает уникальные идентификационные коды для продуктов, обеспечивая прозрачность и контроль на всех этапах жизненного цикла продукции. Потребители также могут использовать свои смартфоны для проверки данных о продукте, улучшая контроль за качеством. Эта стандартизация и автоматизация процессов снижает издержки и улучшает взаимодействие на всех уровнях производства.
Свяжитесь с нами, и мы настроим интеграцию 1С: Управление Торговлей, 1С: Комплексная автоматизация, 1С: ERP и другие программные продукты 1С с системой маркировки «Честный Знак».
Команда "Оптимальные Алгоритмы"
Продукты и услуги 1С
Напишите и получите консультацию
Автоматизируйте бизнес-процессы с нами