Электронная подпись

Что это?

Когда необходима?

Как подписывать документы электронной подписью?

1
Электронная подпись простыми словами

В настоящем информационном обществе, где обмен данных через интернет стал повседневной практикой, обеспечение безопасности и подлинности стало важнейшей задачей. Одной из ключевых технологических инноваций, способствующих достижению этих целей, является электронная подпись (ЭЦП).

Электронная подпись (ЭП) — то же самое, что обычная подпись, но в электронном виде. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу.

Электронная подпись представляет собой виртуальную аналогию традиционной ручной подписи, играющей важную роль в удостоверении подлинности документов и сообщений.

Однако вместо чернил и бумаги электронная подпись оперирует криптографическими методами, обеспечивая высокий уровень защиты и доверия при передаче информации в цифровой форме.

Электронная подпись дает гарантию, что документ подписал владелец электронной подписи. А неквалифицированная и квалифицированная подписи покажут, изменился ли документ после подписания.
Команда МЕРАСОФТ
Электронные чек-листы на 1С
2

Основные принципы и характеристики электронной подписи включают:

Идентификация отправителя: Прежде чем создать электронную подпись,

пользователь должен пройти процесс идентификации, чтобы удостовериться в его личности. Это может быть выполнено с использованием цифрового сертификата, который выдается надежным органом сертификации после проверки личных данных.

Хэширование: Хэширование - это процесс преобразования данных в набор

символов фиксированной длины (хеш). Подписываемые данные сначала

преобразуются в хеш-значение, что позволяет уменьшить объем данных,

подлежащих подписи, и обеспечивает дополнительную безопасность.

Целостность данных: Подпись гарантирует, что содержимое документа или

сообщения не было изменено после подписания. Если хотя бы один бит

информации изменится, подпись будет недействительной.

Невозможность отказа от подтверждения: Электронная подпись предотвращает

отправителя от того, чтобы позже отказаться от своего подтверждения или

подписи.

Криптография: Электронные подписи обычно основаны на асимметричных

криптографических методах, использующих публичные и приватные ключи.

Приватный ключ известен только отправителю, а публичный ключ доступен

другим для проверки подписи.

Цифровая подпись: Электронная подпись представляет собой цифровое

представление подписи, которая добавляется к электронному документу или

сообщению. Она может быть встроена непосредственно в содержание или

добавлена в виде отдельного файла.

Проверка подписи: Получатель расшифровывает цифровую подпись с

использованием публичного ключа и сравнивает результат с хеш-значением

исходных данных. Если они совпадают, это подтверждает подлинность и

целостность документа.

3
Основные преимущества электронных подписей:
  1. Безопасность: Электронные подписи используют криптографию для защиты от подделок и несанкционированного доступа.
  2. Подлинность: Электронные подписи удостоверяют подлинность отправителя, что особенно важно при финансовых и юридических сделках.
  3. Целостность: Подпись позволяет обнаруживать любые изменения в содержании документа после подписания.
  4. Удобство: Электронные подписи устраняют необходимость физического присутствия для подписания бумажных документов.
  5. Эффективность: Отправка и получение подписанных документов может происходить мгновенно, что ускоряет процессы и уменьшает бюрократию.
  6. Экологический аспект: Использование электронных подписей способствует сокращению потребления бумаги и ресурсов. В различных странах существуют законы и нормативы, регулирующие правовой статус электронных подписей, их применимость и уровень юридической силы. Однако, в целом, электронные подписи признаны многими правовыми системами и международными организациями.
4
Когда нужна электронная подпись?
  • Электронный документооборот (ЭДО) - та область, где электронная подпись используется чаще всего. Такие документы подписываются или простой (например при документообороте внутри компании) или квалифицированной цифровой подписью.
  • Отправка отчетов в надзорные органы. Большинство служб предпочитает обмениваться информацией в электронном виде. Для подачи отчетности таким способом, необходимо заверить документацию ЭЦП.
  • Для отправки заявлений на сайте «Госуслуги». Используя этот портал граждане РФ могут обращаться в различные государственные ведомства без очного посещения.
  • Арбитражные споры в суде. Электронный документ, заверенный усиленной подписью - это аналог стандартно подписанных бланков. Документы с электронной подписью имеют законную силу и могут служить в суде доказательствами.
5
Как подписывать документы электронной подписью?
Чтобы подписать документ электронной подписью Вам потребуется:
1. Сам документ. Важный момент: в документе, заверенном при помощи ЭП, должны отсутствовать ошибки. В нем запрещены изменения. Если они все же будут необходимы, придется исправить, заверить и направить документ повторно.
2. Действительный сертификат ЭЦП, который может определить, кто подпишет документ. Если сравнивать его с сертификатом простой подписи, сертификат ЭЦП придает документу законную силу.
3. Программное обеспечение, осуществляющее взаимодействие между механизмами электронной подписи и криптографии. С помощью данного ПО функционируют программы и плагины, которые предназначенны для формирования и проверки ЭЦП. Примерами таких программ являются КриптоПРО CSP и КриптоАРМ.

Электронные подписи нашли широкое применение в различных областях, включая бизнес, правительство, финансы, здравоохранение и многие другие. Они обеспечивают высокий уровень доверия и безопасности при обмене информацией в сети, способствуя сокращению бумажной работы, повышению эффективности процессов и улучшению пользовательского опыта.

6
Инструкция по использованию ЭЦП

В разделе ЭДО исходящие найти нужный для отправки документ:
Далее выбрать на верхней панели кнопку "Создать, подписать и отправить":
Во вспомогательном окне "Подписание документа" выбрать нужный сертификат электронной подписи:
Ввести пароль. Чтобы в сеансе работы в ЭДО при последующих подписаниях документа не вводить пароль постоянно, установить флажок "Запомнить на время сеанса":

1С:ЭДО с интеграцией ЭЦП обеспечивает надежное и эффективное управление электронными документами, повышая безопасность, ускоряя процессы и уменьшая бумажную работу.

Свяжитесь с нами, и мы проконсультируем Вас!

Команда МЕРАСОФТ
Электронные чек-листы на 1С
Напишите и получите консультацию
Автоматизируйте бизнес-процессы с нами